Кадомацу, новогоднее японское украшение, служит многим целям одновременно. Это и художественное оформление самого великого праздника для японцев, и приглашение, и молитва, и символ. Основная идея кадомацу, как она представлялась, во всяком случае, в старые времена, - временное обиталище (синтай) для наследственного ками или ками урожая. Пригласить тосигами (божество), которое будет покровительствовать щедрым урожаям, и даровать благословения всем членам семьи. Прототипом кадомацу является живое дерево, которое выставляли во дворе дома во время Нового года. В разных местах это дерево называлось по-разному.
Как правило, кадомацу (слово состоит из двух кандзи ворота и сосна) делают из сосны, бамбука, веточек японского абрикоса (умэ), на языке символов – долголетие, процветание, постоянство. Кадомацу не только олицетворяет эти прекрасные достоинства, но, по мнению японцев, может наделить человека ими, если он живет и работает, следуя жизненным правилам. Единой формы и стиля изготовления, размещения и украшения кадомацу не существует. Кроме сосны используют дуб, камелию, вербу, каштан, клейеру или бамбук.
Каждый компонент здесь несет свою благожелательную символику:
сосна предвещает долголетие;
бамбук говорит о стойкости;
соломенная веревка оберегает от несчастий;
мандарин - символ долголетия семьи;
ветки папоротника дают чистоту и плодовитость;
водоросли - счастье;
креветки предвещают долгую жизнь.
Традиция берет свое начало в Китае. В Китае в ворота втыкали ветку сосны, чтобы выразить почтение божеству ворот. В Японии было обычаем укрепить на воротах ветку сосны и натянуть Симэнава - соломенную гирлянду, украшенную нарезанной бумагой. В эпоху Камакура традиция начиналась с того, что связывали три побега бамбука и вокруг них укрепляли сосну. Все это три раза связывали соломенными веревками. В 15 веке, период Эдо, опасаясь пожара, у дверных проемов ставили бамбуковые емкости с водой или песком. Период с 1 по 7 января называется "мацу но ути" или "внутри сосны”.
Вечнозеленое сосновое дерево вытягивается ввысь, оно символ долгожительства. Бамбук очень сильное растение, высокое и совершенно прямое, но со сложной внутренней структурой, стало символом стойкости и процветания, роста. Сливовое дерево не только изящное и точеное, но и стоически выдерживает зимние холода, ему довелось стать символом постоянства. Кадоматцу и декоративное украшение и приглашение богов, является знаком для божества года, когда он будет спускаться на землю. Новогоднее божество сходит на землю, всего один раз в году. И этот единственный шанс, создать о себе хорошее впечатление и привлечь благость на свой дом, ни как нельзя упустить.
Центральная часть кадомацу сформирована из трех крупных бамбуковых стеблей, срезанных по диагонали на вершине, все элементы кадомацу обернуты соломенной циновкой и связаны соломенной веревкой. Согласно правилам икэбаны, стебли устанавливаются на различной высоте и олицетворяют небеса, человечество, землю. В некоторых кадомацу «человечество» и «земля», иначе стебли бамбука, находятся на одной высоте. Кадомацу размещенные по обе стороны от входных дверей, представляют мужчину и женщину. Кадомацу никогда не ставят внутри дома. Считается самым правильным и удачным, если кадомацу делает мужчина, хотя связано это, скорее всего с тем, что связать немаленькие стебли бамбука под силу мужчине, а у женщин и без кадомацу предновогодних хлопот хватает. В сегодняшние дни можно приобрести искусственные кадомацу.
Место размещения кадомацу не ограничивается только входом. Ими могут украшать сады, комнаты, домашние алтари, и. т. д. Если кадомацу выставляют на улице, то обязательно в паре, размещая их слева и справа от ворот или дверей. Сверху между ними обычно вешают канатоподобный оберег, который называется симэнава. В закрытых помещениях кадомацу выставляют по одному.
В традиционной японской культуре кадомацу - это не столько украшение, сколько атрибут синтоистского культа, временное святилище божества Нового года. В некоторых районах это божество с уважением называют о-мацу-сама (господин-сосна). Перед его временным святилищем, которое держат в чистоте, делают подношения в виде праздничных блюд - супа дзони и рисовых лепёшек моти. Из за уважения к божеству для кадомацу подбирают лучшие породы деревьев, которые срубают в счастливый день, 13 декабря.
Очень важно соблюсти все тонкости в сооружении кодомацу. Иначе можно вместо расположения богов, привлечь на свой дом неприятности. Бамбук отрезается на разной высоте, отражая известный принцип икэбаны «небо, земля, чеорвек». В тоже время, срезы представляют собой ступени, по которым кми будет легче взбираться в свое временное жилище. Срезы должны быть направлены в разные стороны, что бы защититься от злых духов. Основание стволов бамбука должны касаться дома, его фундамента.
Сосновые ветки должны образовывать пушистую кисть. Лучший сорт сосны красная японская. Цветущую сливу можно заменить веерами с ее изображением. Контейнер, в котором стоял кодомацу ни когда не должен попасть во внутрь дома, он собирает всю негативность и неудачу.
В эпоху Эдо Кадомацу стоял до 15 января. Затем он сжигался, церемония называлась "дондо яки". Теперь их убирают до 7 января, времени к которому боги возвращаются в свои постоянные места обитания. В 15 день по лунному календарю, кадомацу сжигают в храмах, отмечая тем самым отъезд богов и уничтожают все накопленное в кодомацу зло. Горение символизирует разрыв с прошлым, желание двигаться вперед, прогрессировать. Многие храмы принимаю кодомацу в полиэтиленовых пакетах, но не устают напоминать: не смешивайте с другим мусором. Традиционно установка кадомацу – мужская работа, может от того женщины заняты на кухне? Или от того, что бамбук не так то просто резать, тем более по диагонали?