Бывшие сотрудники Google создали свой поисковик и утверждают, что он может индексировать сеть дешевле и быстрее, чем интернет-гигант. Почтовый индекс новой поисковой машины Cuil насчитывает более 121 млрд страниц - это в 3 раза больше, чем у нынешнего лидера интернет-поиска. Кроме того, новый поисковик станет использовать семантический подход к запросам, а это значит, что и результаты поиска в нем должны быть более точными.
"За последние 15 лет развитие интернета происходило в геометрической прогрессии, и ни один поисковик не успевал за его темпами. До последнего момента. Cuil способен отыскать столько страниц в сети, сколько не сможет никто. Он работает как три Google или десять Microsoft ", - сообщают создатели нового сайта, уверенные, что их детище может стать самой крупной поисковой системой в мире.
На главной странице Cuil сообщается, что он может искать по более чем 121 млрд веб-страниц. Объем поискового индекса Google - около 40 млрд страниц, но при этом Google знает о существовании триллиона уникальных веб-адресов, содержимое многих из которых повторяется или не заносится в индекс роботом.
Главная страница нового поисковика оформлена так же аскетично, как и у Google. Но после ввода искомого слова результаты выдаются не привычным списком, а в несколько колонок.
Cuil собирает результаты каждого запроса в группы по похожему контенту и сортирует их по категориям, что позволяет быстрее определить тему запроса и выдать подходящие результаты.
Наведя курсор на один из объектов категорий, можно узнать его определение. Введя какое-то широкое понятие, можно его впоследствии сузить благодаря специальному механизму вкладок.
Еще одной сильной стороной Cuil, по словам его создателей, является конфиденциальность: он не ведет истории поиска, не записывает IP-адреса клиентов, не хранит логов доступа, и даже файлы cookies хранят целиком всю информацию о параметрах (обычно при помощи данных о пользователях пытаются улучшить качество поиска).
Cuil подсказывает запросы при их наборе в строке поиска. Пока Cuil охватывает только англоязычный сегмент интернета, но до конца года обещает предложить поиск на основных европейских языках. Зарабатывать новый поисковик планирует на контекстной рекламе в результатах поиска.
В первые часы работы новой поисковой машины, из 10 попыток обращения к Cuil удачной оказалась только одна, сообщает CNews. "В свой первый день поисковик Cuil мало работал и много извинялся перед пользователями", - пишет издание.
Издание Lenta.ru также отметило, что новый сайт работает нестабильно, и добавляет, поисковая выдача Cuil нерелевантна, а разбивка по категориям работает "странно" (например, по запросу auto в основном предлагались понятия из игры Grand Theft Auto).
Cuil был основан еще в 2006 году тремя инженерами. Том Кастелло в 1999 году создал поисковик Xift с автоматической кластеризацией и анализом страниц, а позднее работал в IBM. Его жена Анна Паттерсон была архитектором поискового индекса TeraGoogle, запущенного в начале 2006 года. Являлась техническим директором одной из двух групп в Google, заведующих упорядочиванием результатов выдачи, возглавляла проект Google Base, а также управляла одним из ключевых компонентов рекламной технологии Goolge.
Третий основатель компании - Рассел Пауэр - также бывший сотрудник Google. Раньше был техническим директором по обслуживанию TeraGoogle, два года занимался упорядочением результатов выдачи и проектом по автоматическому обнаружению спама.
Кроме них, в стартапе работает еще один бывший инженера Google - Луи Монье. Он работал над поисковым движком онлайн-аукциона eBay и был главным техническим директором в AltaVista и BabelFish.
Всего на финансирование Cuil выделено 33 миллиона долларов.
Мнения экспертов по поводу громких заявлений разработчиков неоднозначны. Например, главный редактор авторитетного Search Engine Land Дэнни Салливан отметил: "Возможно, сейчас как раз пришло время для достойного конкурента Google. Однако конкурировать с этим поисковиком по-прежнему очень сложная задача".
Тем не менее он высказал предположение, что Cuil может обернуть в свою пользу недовольство пользователей некоторыми особенностями Google, а именно тем, что этот поисковик предлагает слишком много ссылок, отдает предпочтение и без того популярным сайтам и тяготеет к авторитетным источникам вроде Wikipedia.
Также Дэнни Салливан отмечает, что количество проиндексированных сайтов на конечный успех сервиса у веб-пользователей оказывает только косвенное влияние, а достоинства конфиденциальности Cuil - несколько преувеличены.